Возвращаясь на поезде из Нижнего Новгорода, прямо на столике в купе я обнаружил брошюрку, оформленную в виде комикса с содержанием не свойственным этому легкому жанру. Комикс от имени довольно известной компании (далее ЗАВОД) красочно повествовал о том, как полезен во всех отношениях производимый этой компанией герметик и различные изделия из него. Оказывается, даже автомобили Mercedes Benz, самолеты, корабли и нефтепроводы просто не могут без них существовать.
Это заявление призвано, скорее всего, поддерживать общее юмористическое содержание комикса, но рядовому потребителю, неискушенному в знании герметиков, может глубоко запасть в память и вызывать потом ошибки в принятии решений при выборе герметизирующих материалов. Особенно когда к юмористическому комиксу прилагается вкладыш совсем не смешного, а рекламно – технического содержания. В этом вкладыше с фотографиями и пояснениями к ним допущен ряд серьезных ошибок в попытке превознести материалы производства ЗАВОДА по отношению к продукции «изготовленной в незаводских условиях» (цитата из вкладыша).
Попробуем подробно разобрать допущенные авторами вкладыша ошибки и частично привести опровержения их утверждениям.
Ошибка 1. Заявляется, что «крепежные полосы из скотча (клея) не выдерживают перепада температур, механически нестойки и не защищают от паров влаги». Речь здесь идет о клеевых слоях предназначенных для крепления оконных лент указанных на фотографиях во вкладыше к самой светопрозрачной конструкции, т.е. к коробке оконного блока. При этом подразумевается, что клеевые слои из герметика (бутилкаучука) проявляют себя лучше.
Ошибка 2. Утверждается, что «ленты с крепежными полосами по краям, а не по всей поверхности ленты образуют воздушный зазор для скопления микроорганизмов (плесени и грибка), разрушающих теплоизоляцию.
Опровержение к ошибке 1. Из протокола испытаний №38-С от 18 марта 2005 г. проведенных в ИЦ «Стройтест-СибАДИ» материалов марок «Робибанд ВМ» и «Робибанд ВС» выпускаемых компанией ООО «Робитекс», применяя схему приведения данных принятую выше, цитирую:
Таковы результаты испытаний свежеприготовленных образцов, до начала циклических испытаний, имитирующих работу монтажного шва и воздействия на него.
Далее опять цитата: после циклических испытаний имеет место упрочнение клеевого шва. Характер разрушения клеевого шва из полиуретана – когезионный. При испытаниях образцов монтажной полосы с клеевым швом из бутилкаучука – отслаивание по ленте.
Из приведенных данных без труда прослеживается зависимость того, что полиуретановая монтажная полоса («скотч – клей») после 20 лет эксплуатации проявляет более высокие характеристики, чем бутилкаучуковая.
К проблеме защиты от «паров влаги» - вопрос: может ли вода или пар проникнуть через почти десятимиллиметровый слой материала (размер «В» на рисунке), не имеющего в себе никаких пор и каналов? Ответ напрашивается сам собой – не может (рис. 1).
Опровержение к ошибке 2. При правильном применении лент для окон нужных размеров, т.е. соблюдении правильной технологии монтажа окон, никаких зазоров между лентой и утеплителем (полиуретановый пенный утеплитель - монтажная пена) не остается, поскольку монтажная пена при кристаллизации приклеивает к себе ленту, заполняя при расширении все пустоты между собой и лентой.
Единственное в чем можно согласиться с авторами рассматриваемых комиксов и вкладышей к ним – это в том, что материалы, изготовленные в незаводских условиях, часто бывают низкого качества. Однако все материалы марки «Робибанд» изготавливаются в заводских условиях при жестком контроле на всех стадиях технологического процесса. Они полностью сертифицированы и имеют все необходимые документы подтверждающие это. Также можно уверенно подтвердить факт быстрого разрушения монтажной пены внутри шва в отсутствии ее защиты.
К сказанному необходимо добавить, что долговечность бутилкаучуковых пароизоляционных лент ниже, чем у лент на основе армированной фольги. Сравнительно быстрое старение бутилкаучуковых лент происходит из-за того, что в составе бутилкаучуковых композитов присутствуют, как правило, масла в качестве пластификаторов, которые мигрируют из композита в окружающие его материалы стены и монтажную пену. В конечном итоге, герметик теряет эластичность и становится хрупким настолько, что достаточно малейшей деформации чтобы его разрушить. Первое, где в ленте из бутилкаучука появляются трещины при ее старении – это линия, проходящая через точку «М» (рис. 1). Поскольку пароизоляционные свойства в бутилкаучуковой ленте обеспечивает сам герметик необходимой толщины (размер «А» на рисунке), то при его старении и растрескивании все свойства ленты теряются, и она полностью перестает работать как пароизоляция.
Совершенно другая картина наблюдается у лент из алюминиевой фольги. Пароизоляционные свойства обеспечивает не бутилкаучуковый герметик, а сама армированная алюминиевая фольга, которая не пересыхает и выдерживает всевозможные деформации монтажного шва, благодаря чему защищает надежнее и служит значительно дольше, чем герметик. Внимательный читатель обратит внимание на размер «С» на рисунке. Этот размер равен примерно 20 мм – это ширина бутилкаучукового клеящего слоя предназначенного для крепления ленты к стене. И даже если этот слой состарится, то влажному воздуху придется преодолевать не 2-х миллиметровый слой рассохшегося герметика (размер «А» на рисунке), а 20-ти миллиметровый (размер «С»). Учитывая все сказанное, делаем вывод, что быстро стареющая бутилкаучуковая лента прослужит значительно меньше, чем ленты из армированной алюминиевой фольги, каковыми и являются материалы марки «Робибанд».
И в довершении еще один веский аргумент против бутилкаучуковых лент – это их довольно большой вес. И если сравнивать ленты из бутилкаучука и армированной фольги при одинаковой ширине 120 мм, окажется, что лента «Робибанд» из армированной фольги почти в 5 раз легче, чем ленты из бутилкаучука. Малый вес лент облегчает работу с ними при монтаже (они не отваливаются под собственным весом), а также значительно снижает транспортные расходы при перевозке лент на большие расстояния.